Присоединяйтесь


 


логотип redbeard.by

Наша кнопка

Местре Бимба и Местре Паштинья

Местре Бимба (Mestre Bimba) и Местре Паштинья (Mestre Pastinha) – две самые яркие фигуры в истории капоэйры.

Оба родом из бразильского города Салвадор (штат Баия), они всю жизнь посвятили капоэйре и сделали настолько много, что уже потом, после их смерти, последователи смогли распространить это искусство по всему миру.

Заслуга двух бразильцев также в том, что они сделали капоэйру символом всей нации. 

Капоэйра родилась из сопротивления и отчаянного стремления к свободе. Ее создателями были африканские негры, которых грубо оторвали от корней и привезли в Бразилию, сделав рабами. Чтобы обрести потерянную свободу, им нужно было создать свое оружие, но не имея под рукой никаких материалов, им пришлось ограничится только тем, что у них было – телом и духом. Причем духовный аспект в капоэйре имел очень большое значение.

В Африке негры жили в традиционных сообществах. Их потомки, выросшие уже на земле Бразилии, не могли выжить, не обретя новую форму объединения, со своими ритуалами и обрядами; не создав свою реальность, в которой их существование приобрело бы смысл. Этой реальностью стала для них капоэйра.

Запрет на ввоз рабов из Африки 1850 года, сахарный и кофейный экономические кризисы, Парагвайская война 1865 года, отмена рабства 1888 года привели к быстрому росту бедняцких районов в больших городах. Там мужчины и женщины были предоставлены сами себе. Не имея средств к существованию, они пытались найти себе место в обществе, где доминирует белый человек — европеец или индеец (согласно Социальному пакту 1822 года), но не негр. В 1814 году, немногим позже того, как королевская семья Португалии переехала в Бразилию, увидели свет первые декреты, запрещающие любое проявление африканской культуры. Политический кризис, который привел к падению монархии в 1889 году, и муки рождения новой республики помогли распространению капоэйры, в большинстве своем благодаря участию капоэйристов в политической борьбе в самых ее грязных проявлениях. И, наконец, в 1889 году капоэйра была законодательно запрещена.

В этих условиях многие из тех, кто ей занимался, ушли в мир криминала. Тем самым маргинализируя капоэйру и дискредитируя афро-бразильское искусство в глазах общества. Именно в это время Местре Бимба и Местре Паштинья пришли в капоэйру. По-настоящему жестокая, с использованием ножей, бритв и другого оружия, эта борьба без правил перестала быть средством самоидентификации и еще более отдалила черное население Бразилии от остального общества.

Местре Бимба (Manuel dos Reis Machado — Мануэл душ Рейш Машаду, 23.11.1899) был первым, кто попытался реабилитировать капоэйру, адаптируя ее к условиям многоклассового и многорасового бразильского общества. Он понял, что пришло время открыть это искусство для всех. Поймав волну новой националистической идеологии, которая очень высоко ценила народную культуру, ее символизм и этику физической культуры в целом, Местре Бимба сделал капоэйру по-настоящему национальным боевым искусством.

Не имея формального образования, будучи сторонником коммунистической партии, он своей внутренней энергией и огромной харизмой сумел добиться своей главной цели — легализации капоэйры и ее распространения по Бразилии и всему миру.

Его стратегия трансформации капоэйры включала в себя как сугубо физические аспекты (повышение боевой эффективности, систематизация тренировочного процесса), так и культурные (изменение набора музыкальных инструментов, которые аккомпанируют игре, введение новых ритмов беримбау), социально-политические (привлечение в капоэйру людей из среднего класса, прежде всего, рабочих и студентов), а также организационные аспекты (создание и институционализация академии капоэйры, введение единой униформы, ученической градации и правил поведения во время тренировок). Вырвав капоэйру из мира криминала, он сделал ее эффективным средством самозащиты и видом спорта. Именно он привел ее с улицы в четыре стены спортивного зала и создал в 1930 году Clube de Uniao em Apuros. В 1934 году капоэйра перестала быть уголовно наказуемым преступлением и через три года, в 1937 году Местре Бимба зарегистрировал свою школу Centro de Cultura Fisica Rеgional de Bahia.

Он неоднократно выходил в ринг с представителями других боевых искусств и стал чемпионом Баии в знаменитом Parque Odéon, тем самым еще более подняв престиж капоэйры. Местре Бимба пришел к выводу, что капоэйра не может иметь правил, как другие боевые искусства. Уведя ее с ринга, он сделал акцент на культурном и артистическом аспекте капоэйры. Благодаря своей исключительной харизме и помощи своих последователей, Местре Бимба придал капоэйре неповторимую загадочность. 

    Местре Бимба был настоящим бойцом. Его прозвище было “3 pancadas” (три удара), так как считалось, что это максимум ударов, которые его противник выдерживал в бою. Он готовил своих учеников к победе в любой битве. Вместо того, чтобы перенести агрессию с улицы в академию, Местре Бимба сознательно и под строгим контролем привносил ее в образовательный процесс своих учеников. Это заключалось в очень сложном вступительном экзамене “colar de forca” (ожерелье силы), который должны были пройти все ученики, претендующие на высокую степень мастерства. Требования были настолько строгие, что за всю свою долгую жизнь Местре Бимба присвоил лишь три степени контра-местре. Несмотря на всеобщую известность и обожание со стороны учеников, он всегда оставался обычным человеком, но со своими амбициями и причудами. Они толкнули его оставить Баию в 1973 году и уехать в Гойанью, полагая, что там его ждут еще большие перспективы. К сожалению, его планам не суждено было осуществиться.

Он продал три своих дома, академию и попрощался с Баией: «Я никогда не вернусь, здесь меня никогда не ценили власть имущие. Если я не найду счастья в Гойанье, то я найду его на кладбище». Так и случилось. Годом позже он умер в нищите. Через четыре года после смерти тело Местре Бимбы было перевезено в Салвадор, что стало долгожданным признанием властями его заслуг перед обществом. 12 июня 1996 года он посмертно получил титул Doutor Honoris Causa Федерального Университета Баии.

По словам его ученика, Местре Дэканью (Mestre Decânho), Бимба — лучший человек, которого тот знал. «Он был не мастером капоэйры, он был скульптором душ людских. Он оставлял свою отметку коленным железом в самой глубине сердца. И там, в сердце, оставалась печать: здесь живет Бимба …»
 

Местре Паштинья (Vincente Ferreira Pastinha — Винсенте Ферейра Паштинья, 05.04.1889) получил приглашение возглавить Clube de Capoeira Angola в 1941 году, где к тому моменту уже была разработана другая версия капоэйры, альтернативная той, что создавал Местре Бимба. В противовес капоэйре Режионал представители стиля капоэйры Ангола (анголейруш) считали, что капоэйра произошла из Анголы, от боевого танца N'Golo. Они уделяли особое внимание ритуальному и артистическому аспекту капоэйры, не забывая при этом о ее спортивном и прикладном характере. Многие мастера уже создали к тому моменту свои группы, когда Местре Паштинья, в возрасте 51 года, взял на себя бремя лидерства и продолжил реабилитацию капоэйры в глазах общества.

В 1937 году на втором Афро-бразильском конгрессе, который состоялся в Салвадоре, именно анголейруш были признаны носителями чистой, настоящей капоэйры.

Местре Паштинья, настоящий педагог и человек с огромной харизмой, внес большой вклад в развитие капоэйры, наполнив ее новым смыслом. Несмотря ни на что, он все же следовал советам Местре Бимбы: более строгое соблюдение правил, стандартизация техники игры на музыкальных инструментах (беримбау, пандейру, атабаке, рэку-рэку и агого), ритмов, песен, униформы и градации в группе. Он создал жюри и систему баллов для соревнований по капоэйре.

Как и Бимба, Паштинья рассматривал капоэйру как способ самозащиты, однако его капоэйра была более медленная и менее агрессивная, чем капоэйра Режионал. В то же время он, как и Бимба, трудился для легализации капоэйры и всеобщего признания ее в качестве национального символа. Может быть, Паштинья шел тем же путем, что и Местре Бимба, но в другом ритме? По другим правилам? Обращая большее внимание на театральность капоэйры? Была ли в действительности столь большая разница в их стилях, целях и идеях?

Местре Бимба дискредитировал капоэйру Ангола в глазах капоэйры Режионал. Местре Паштинья искал возможность объединить оба стиля в рамках Centro Desportivo de Capoeira, созданного в 1952 году. Бимба получил письмо от него в том же году, однако лично с Паштиньей никогда не встречался.

В 74 года Местре Паштинья ослеп. В 92 года года он умер в нищите, забытый властями, которые не оказывали ему поддержки и не признали его заслуги в деле реабилитации капоэйры и воспитания своих учеников в духе высших человеческих идеалов.

© Перевод с португальского Papagaio, Simpatia, Branquinha
© Фотографии http://mestrebimbaofilme.com.br/

кончил в киску  девки;Цены на сукно для бильярда , настольный футбол купить